Картины художника Безан Хирасава.

В середине 80-х в Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля под грифом «произведения неизвестного японского художника» поступили 12 графических листов. Более десяти лет российские и японские искусствоведы пытались разгадать тайну загадочных акварелей. Результаты изысканий специалисты из страны Восходящего солнца назвали «сенсационными». Оказалось, что в Омске хранится самая крупная в мире коллекция айну-картин японского художника Безана Хирасавы. Для сравнения: в Токийском национальном музее – всего четыре работы этого мастера.

Ровно три года семьи древнейшего народа Японии - айнов – бережно взращивали медвежонка, а потом… убивали, веря в то, что душа животного расскажет об их страданиях высшим божествам. С этого ритуального сюжета началась история «омской сенсации». Хранитель отдела графики омского музея Галина Севостьянова, однажды листая каталог, обнаружила в нем изображения необычных человеческих существ, подобных тем, что видела на хранимых ею акварелях. Японские коллеги моментально отреагировали на телефонный звонок и письма из Сибири. Так безымянная акварельная коллекция обрела автора. Более четверти века профессиональный художник Безан Хирасава на острове Хоккайдо охотился и рыбачил с айнами.

Художник использовал не только восточную бумагу, но рисовал и на бумаге европейского происхождения. На хорошо проклеенной европейской бумаге, а по одной из версий, это может быть бумага русского происхождения, художник рисовал, как миниатюрист.

Тапкал - церемония поклонения богам. 
Тапкал - ритуальный танец по окончании пиршества. Мужчины и женщины водят хоровод, хлопают в ладоши в такт танцорам и поют. Этот обряд айнов и некоторых народностей Сибири.
А вот резные палочки икупасюй/икунись выполняли разную роль. При питье саке мужчины приподнимали ими усы, что бы не замочить. Другая их роль воплотилась в религиозно-магическое освещение праздничных возлияний и защиты уст от вредносных сил.

 

Ловля рыбы с зажённым факелом. 
Основой жизни у айнов была рыба. Кета, горбуша и сельдевые. Рыбу ловили с помощью поворотного крюка-марека и складывали в заплечные корзины из виноградной лозы или японской липы, ночью освещая дно факелами из скрученной коры дерева.

 

 

 

Ловля трубача в Хироо. 
Трубач - съедобный моллюск, раковина которого использовалась в качестве сигнальных труб, добывался на мелководье с помощью вильчатой остроги. Дары моря - в основном на продажу. Лодки долбились из цельного ствола, а морепродукты сушились в специальных сушильнях. Жилище айнов, это каркасный деревянный дом без свай, обшитый камышом, вместо крыши - соломенные снопики. Интересная деталь - каждый житель посёлка имел в пользование определённое место - участок на реке и прилегающей территории, где и добывал всё необходимое.



Ожидание прибытия лодки с японцами. 
Айны встречали поклонялись японцам и выполняли все их требования. Согласно ритуалу, встречали гостей, провожали к старейшинам посёлка, которые, в свою очередь, демонстрировали покорность и преданность.



Охота на оленя. 
Основной объект охоты был японский олень - сика. Охотились, непременно, с собаками.



Вытаскивание из берлоги убитого медведя. 
Чёрный дальневосточный медведь - кума, на которого у айнов был обряд охоты. Медведя будили, старались разъярить, расталкивая длинными жердями, а потом убивали из лука. Главным трофеем был медвежонок, которого селили в одной из семей, и женщина вскармливала его своим молоком. Подросший медведь ел одинаковую с людьми пищу. Через три года его с извинениями приносили в жертву на медвежьем празднике. Мясо съедали, кости торжественно хоронили, ну а душу отправляли к горным духам.



Медвежий праздник. 
В верованиях айнов, как и во многих других народностях Евразии, было почитание медведя. Медвежий праздник занимал особое ритуальное значение. Церемония проводов медведя проходила торжественно - медведя славили, показывали свою преданность, просили прощения и защиты для себя. Иоманте, так назывался этот ритуал медвежьих проводов к горным духам - хозяевам всех зверей. По традиции, хозяин, у которого воспитывалось убиенное животное, выставлял на показ всё своё богатство - посуду, гербовые узорчатые кимоно, узорчатые ткани, мечи, колчаны и угощал всех саке. Элементы медвежьего праздника сохранились у айнов по сей день. Но больше для привлечения туристов.



Охота на медведя, который задрал потерявшуюся лошадь. 



Уимаму - ритуальная встреча с князем. 
Слово "уимаму" произошло от "уимамие" (аудиенция) - ритуальная встреча или аудиенция.



Омуся. 
Считается, что слово "омуся" (омуша) произошло от "умуса" - приветствие на языке айнов.
По мнению японских учёных, данный сюжет впервые зафиксирован в изобразительном искусстве. Это своеобразный ритуал - церемония вручения подарков и угощения саке. (японцы дарят айнам связки табака и куски тканей).



Прививка от оспы. 
Из-за оспы, порой вымирали целые посёлки острова. Японские власти стали принимать меры и делать айнам прививки.
Вакцинация.



Казнь. 
Эта акварель единственная из 12 представленных работ не имеет отношение к жизни айнов. В том числе, художник поставил именно на не только свою печать (красный штампик на всех картинках), но и собственноручно расписался - эти иероглифы расположены на трёх столбах графики.
Японцы любого сословия подчинялись строгим ритуалам, а закон сурово карал за преступления. Казнь самурая показана со всей театральностью действа.


Все мелкие детали, орнаменты национальной одежды и прочие прелести, фотографиями передать не удалось. Всё выписано очень тонко и искусно. 

 

 

 

Начало
Hosted by uCoz