Любителям железнодорожной старины..

«Жизнь без труда – воровство, труд без искусства – варварство.»

Д.Рескин.

«Бездумно опровергать мораль – значит мало смыслить в экономике. Бездумно подчиняться морали – значит быть трусом или лентяем.»

Акутагава Рюноскэ

 

Если Вам интересна история развития железных дорог, то Вам будет очень любопытно помотреть железнодорожную сеть на юге о.Сахалин.

Она является уникальной  в инженерном исполнении и одарит Вас незабываемыми горными видами.

Железная дорога на Сахалине — японская узкоколейка по живописным местам — проложена на Западном (от г. Горнозаводск до г. Ильинск) и Восточном побережье (от г. Южно-Сахалинска до г. Оха). Соединение Западного и Восточного побережий — от г. Ильинск до пос. Арсентьевка.
Разрушенные и недействующие железные дороги:
1) от г. Южно-Сахалинска до г. Анива;
2) от г. Невельск до пос. Шебунино;
3) от г. Южно-Сахалинск до г. Холмск через пос. Чапланово;
4) Оха — Москальво.

     Летом 1906 года началось строительство первой узкоколейной железной дороги на южном Сахалине. Сначала была сооружена ветка от Отомари (Корсаков) до Тоехары (Владимировка) длиной 42 км. 1 ноября 1906 года вступил в эксплуатацию участок Тоехара - Кайдзука (Соловьевка).

    В 1907 году начались перестройка и усовершенствование линии, которая из военно-полевой превратилась в государственную. В 1909 году дорога была продлена на 2,8 км на юг от Оотомари до селения Пороантомари (ныне городская черта Корсакова в южной части порта), где началось сооружение портовых причалов. А на участке от Отомари до Санносава (Третья падь) полотно дороги было перенесено из сопок ближе к береговой линии, что позволило избежать крутых уклонов. При этом общая протяженность линии Отомари - Тоехара составила 46 км. В 1910 - 1915 годы были выполнены работы по переводу дороги на обычную японскую колею 1067 мм, что позволило эксплуатировать более мощные локомотивы и значительно увеличить ее пропускную способность.
     В 1907 году начались перестройка и усовершенствование линии, которая из военно-полевой превратилась в государственную. В 1909 году дорога была продлена на 2,8 км на юг от Отомари до селения Пороантомари (ныне городская черта Корсакова в южной части порта), где началось сооружение портовых причалов. А на участке от Отомари до Санносава (Третья падь) полотно дороги было перенесено из сопок ближе к береговой линии, что позволило избежать крутых уклонов. При этом общая протяженность линии Отомари - Тоехара составила 46 км. В 1910 - 1915 годы были выполнены работы по переводу дороги на обычную японскую колею 1067 мм, что позволило эксплуатировать более мощные локомотивы и значительно увеличить ее пропускную способность.
    В июне 1911 года началось сооружение железнодорожной ветки Тоехара - Сакаэхама (Стародубское) протяженностью 53,5 км, которое было закончено в конце года. Затем эта линия была соединена с уже действующим участком Тоехара - Отомари. Таким образом, стало возможно сквозное сообщение по маршруту Отомари - Сакаэхама протяженностью 99,6 км. В 1913-1914 гг. была построена ветка Канума (Новоалександровск) - Каваками (Синегорск). По ней перевозился уголь в Тоехару и Отомари.
    
    11 октября 1920 года открыта линия Хонто (Невельск) – Маока (Холмск), а еще через год, в ноябре 1921 года, открыт для пропуска поездов участок Маока - Нода. В 1921 году был сдан в эксплуатацию отрезок пути от станции Нода до Томариору, в 1937 году - до станции Куссюнай (Ильинск) в районе перешейка Поясок в самой узкой части острова. Тем самым было организовано грузопассажирское движение поездов по всему юго-западному побережью острова на расстоянии 170 км от Хонто до Куссюная.

    Железная дорога Тойохара - Маока была построена японцами в начале 20 века. Выбор трассы для дороги, соединяющей юг и запад острова, сопровождался политическими интригами и спорами в японском парламенте. Был еще один проект - через Аниву и Таранай, более дешевый. Однако победили "представители бизнеса" из Маоки. В итоге дорогу пришлось прокладывать через малообжитые места со сложным рельефом. Всего было построено 15 тоннелей, общей протяженностью 5087 м., возведено 35 мостов (некоторые просто уникальны по своему инженерному решению) общей длиной 1047 м.,в том числе знаменитый Чертов мост.
"Чертов мост" - уникальная развязка в 100 метров по высоте. Поезд въезжал в нижний тоннель, делал полукруг и выбирался на склон сопки, откуда нырял в другой тоннель, проходил мост и шел дальше. Громадная петля "железки" с перепадами высоты в сотню метров внушает уважение к японским строителям.


 

Тоннели прекрасно сохранились. По ним можно путешествовать. В темноте иногда слышится звук капели, вспышка фотокамеры высвечивает "карманы" - ниши, в которых во время движения поезда прятались обходчики.


Увидим бывшие железнодорожные станции на которых раньше кипела вокзальная суета и позавидуем тем кто мог  из окон поезда любоваться красотой этих мест.

 

Начало
Hosted by uCoz