Японский период

«После себя
что я оставлю на свете?
Вишни – весне,
лету – голос кукушки
осени – алые клены…»

Рёкан.

23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмуте (США) состоялось подписание мирного договора. Южный Сахалин до 50-й параллели отошел к Японии.

Начался новый исторический период в развитии о.Сахалин.
    Без преувеличения можно сказать, что 20-30 -е годы стали временем экономического подъема Карафуто. Наряду с крестьянами-переселенцами и рыбаками-сезонниками для работы в промышленности и дорожном строительстве завозились крупные партии рабочих из самой Японии, а также из Кореи и Маньчжурии. Часть из них оставалось на постоянное жительство.


Тойохара (Южно-Сахалинск)

«Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.»

И.Гёте.

В августе 1908 года Главное префектурное управление Карафуто было переведено из Оодомари (г.Корсаков) в город Тоехара (г.Южно-Сахалинск), ставший с этого времени административным центром губернаторства. В дословном переводе с японского Тоехара - "богатая, плодородная долина".
Японцы создали свой план развития города, который стал развиваться несколько южнее русской Владимировки. План города имел четкую прямоугольную систему планировки с направлением улиц вдоль железной дороги и перпендикулярно к ней.
В новом городе было много домов "европейской" постройки. Плотность застройки кварталов была весьма высока, в результате, значительное количество жилых домов было лишено надворных построек, сараев и других подсобных строений, а также хозяйственных дворов. За исключением дороги, которая вела к храму (сейчас – Коммунистический проспект), зеленых насаждений в городе практически не было. Лишь на окраине города был расположен благоустроенный городской парк, в котором располагался искусственный водоем.
Четыре главных улицы города были асфальтированы, остальные не замощены и не имели тротуаров.
Жилой фонд состоял в основном из легких построек каркасного типа, преимущественно одноэтажных, с внутренними перегородками из фанеры и картона, с раздвижными стенами и часто земляными полами.
В 1935г. На улице Дзиндзя-дори (ныне Коммунистический проспект) было начато строительство нового здания музея губернаторства Карафуто. Строительство музея вела крупнейшая подрядная компания Карафуто «Эндогуми». Автором проекта являлся Ёшио Кайзука .Построено здание в стиле «Императорской короны» и схожесть музея со средневековыми японскими замками сразу бросается в глаза В настоящее время это Сахалинский областной государственный краеведческий музей. Это самое красивое здание в городе. Не случайно музей определен как символ дружбы между Сахалинской областью и Хоккайдо.
Ещё одно из красивейших зданий города, построенного в эпоху Карафуто, здание отделения Колониального банка. Сейчас здесь располагается Областной художественный музей. Среди наиболее посещаемых мест можно также отметить Парк культуры и отдыха г. Южно-Сахалинска.
Вы увидите и много других интересных исторических мест.

Город со всех сторон окружен великолепными реликтовыми лесами. Луга служат прекрасными пастбищами и  во времена Карафуто на них послись племенные стада коров.
На территории Тойохара находился молочный завод по производству самого высококачественного  в Японии сливочного масла.

Вам будет интересно посетить этот город имеющий пусть маленькую, но такую насыщенную историю.

 

Холмск. (Маоко).

«Сильный во зле силён и в добрых делах.»

Японская пословица.

На западном побережье острова находится большой портовый город Холмск (Маоко).

В период японского владения развития Маоки как административного и промышленного центра, учитывая роль этого города в системе складывающихся хозяйственный отношений, зависело от коммуникаций. Строились дороги: шоссейные и железнодорожные. Дороги проходили через насколько горных перевалов Южно-Камышового хребта, сквозь тайгу, сопки и многочисленные распадки. На железнодорожной линии, строительство которой можно назвать самым крупным и сложным в инженерном отношении, пробито 15 тоннелей, общей протяженностью 5087 м, возведено 35 мостов (некоторые просто уникальны по своему инженерному решению) общей длиной 1047 м.
С введением в действие железнодорожной линии в сентябре 1928 года, город Маока превратился в крупный транспортный узел, через который круглый год осуществлялись экономические связи Карафуто (Южного Сахалина) с портами Японии, Китая, Кореи и других стран.
В Холмске находились основные рыбные угодья. Добывали сельдь, треску, камбалу. На территории города находился один из самых больших рыбоперерабатывающих заводов.

Оотомари (Корсаков).

«Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший её исправить.»

Японская пословица

 

В период с 1905 по 1945 год на юге Сахалина были проложены железные и автомобильные дороги, построены порты, электростанции, шахты, бумажные фабрики, рыбообрабатывающие предприятия. Город, возникший на месте поста Корсаковский и селения Поро-ан-Томари, был назван японцами Отомари.

Два года был столицей Карафуто. На реке Корсаковка остались столбы.
Корсаков (японское название – Отомари) – незамерзающий порт, он также сохранил несколько старых японских зданий (банк), японские могилы на местном кладбище. Побережье от Корсакова в сторону Озерского позволяет увидеть красоты залива Анива, а также фрагменты сохранившихся оборонительных японских сооружений XX века.

 

Угольная промышленность.
  «Если ты раздумываешь, делать это или не делать, то, как правило, бывает лучше этого не делать.»
Кэнко-Хоси.

Развитие угледобывающей промышленности на Карафуто происходило поэтапно. К первому этапу можно отнести период с 1905 г. до середины 20-х гг. XX в., когда началось бурное развитие лесной и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности, а также интенсивное строительство железных дорог. Второй этап охватил период с середины 20-х гг. до второй половины 30-х, когда Япония начинает вести агрессивную политику против соседних государств. Временные рамки третьего этапа начинаются с конца 30-х гг. и ограничиваются 1945 г., годом окончания Второй мировой войны.
Первой шахтой на юге острова, где была начата промышленная добыча угля, следует считать горный участок пробной добычи, открытый в 1908 г., впоследствии ставший частью самой крупной шахты на Карафуто — Каваками (п. Синегорск). В 1909 г. была заложена штольня на территории близ селения Томариору (п. Томари). Обе шахты, находившиеся в государственном ведении, были закрыты в 1912 г. по ряду причин, главными из которых было отсутствие удобных подъездов к угольным складам, а также неудовлетворительное состояние средств сообщения. В этот же период на Карафуто открываются две частные шахты: шахта Амбэцу (п. Возвращение) и шахта Ниси-Сакутан (п. Бошняково), находившиеся на западном побережье. Однако здесь разработка месторождений проводилась только в 1911 г., а затем была прекращена в связи с трудностями добычи. Таким образом, в этот период добыча угля на юге острова была минимальной.
Угольные шахты находились в верховье реки Сусуя, известны шахты Долинская и Ударнинская.

 

Литературное наследие: Миядзава Кендзи и его «Лебяжье озеро».

«Скромность – украшение мудрости.»

Японская пословица.

Для поклонников литературного творчества японского писателя и поэта Миядзава Кэндзи предлагается посетить места связанные с периодом его пребывания на о.Сахалин.

Одним из основных событий, связанных с личной жизнью и сильно повлиявших на Миядзаву, была смерть младшей сестры Тосико, которая в двадцать пять лет скончалась от туберкулеза.
На следующий год после ее смерти, в 1922г., все еще находясь в подавленном состоянии, на корабле “Кэндзи” отправляется на Сахалин. Его цель — не избавление от воспоминаний о сестре, а, напротив, попытка отыскать ее ушедшую в небытие душу, созерцая холодные воды Охотского моря. Позднее он напишет свое лучшее произведение роман-аллегорию «Ночное путешествие на поезде по Млечному Пути» (Гинга-тэцудо но ёру - 銀河鉄道の夜),
в котором, собственно, изобразит свое состояние продолжающейся депрессии. Повесть — поучение-сказка: в ней описывается сон мальчика по имени Джованни, совершающего путешествие на поезде по Млечному Пути вместе со своим другом — Кампанеллой. На своем пути герои встречают множество эксцентричных и удивительных людей, которые умерли и теперь мчатся по небу к обретению спасения. Особенно сильно впечатляет «Рассказ о детях с затонувшего корабля», которые также на некоторое время становятся спутниками двух героев.
И если Вам интересно творчество и сама личность писателя, то посещение Лебяжьего озера (между Взморьем и Стародубское) поможет Вам прикоснуться к жизни этого человека, понять истоки его творчества, вдохнуть атмосферу мыслей и переживаний Миядзавы Кендзи.

Литературное наследие

Миядзава был одаренным и плодовитым автором; особенность его работ - острая любовь к земле и людям. Работая быстро, он написал большое количество детских рассказов, веселых и юмористических - предназначенных для нравственного воспитания читателя. Также им созданы несколько пьес для своих учеников. Хотя Миядзава и писал стихи в классической форме тана, основной объём его литературного наследия это - приблизительно 400 поэм написанных в свободном стиле (верлибре) и датированных 1922-1933 годами.
Его поэмы отмечены большой свободой в манере изложения своих мыслей, обильным использованием научных терминов, иностранных слов, китайских грамматических конструкций, санскритских фраз, и даже иногда слов на эсперанто; широким употреблением разговорного языка; нетрадиционными предметами и образами; смелыми рисунками ритма и интонации, полученными за счёт аллитераций и повторений гласных звуков.
Миядзава был знаком с работой предшествовавших ему ранних поэтов-модернистов, и его обеспокоенность тяжелым положением крестьян и временами настойчивая демонстрация сугубо личных переживаний показывает, что Миядзава отдавал долг пролетарскому движению и романтическим школам.
Его специфическая поэтическая манера происходит из двух источников. Первый – синестезия, ставшая очевидной после его знакомства в течение 1921-1926 годов с музыкой Дебюсси, Вагнера и Штрауса. Близко связанны с этим источником и его мистические видения, в которых он лицезрел бодхисатву Каннон, Будду, борьбу демонов или слышал демонические крики.
Второй и самый большой источник его поэзии происходит из следования Миядзавы буддийским идеалам, через безбрачие, отказ от материальных ценностей и жизни в серьезнейшем самоотречении. Его поэзия это - история духовного восхождения, написанная с болью или иронией о триумфах и падениях на духовном поприще. В сборнике стихов "Весна и Асура" Миядзава называет себя неистовым, злым демоном, асурой, который по своему естеству вынужден сражаться со всеми вокруг. Он часто празднует обновление окружающего мира и радуется небу, облакам, снегу, и горам. Или в громе и дожде, в уничтоженных стихией полях риса чувствуется его подавленное молчание. Миядзава изо всех сил старался помогать окружающим его людям преодолевать бедность и мучения, и был больше образцом сострадательного человека, чем сознательным поэтом. Такамура Котаро видел Миядзаву, не просто формальным, академическим стихотворцем, но человеком сделавшего свою жизнь поэзией.

Тории храма Хигаси Сираура дзиндзя в посёлке Взморье.

«Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключена в характере» - эти слова родились отнюдь не зря.»
Акутагава Рюноскэ.

У подножья горы Муловского стоит интересное сооружение - тории, символические ворота, которые ставили перед синтоистскими святилищами дзиндзя. Тории в переводе на русский значит "птичий насест". В районе посёлка Взморье сохранились миядзин-тории, от которых начиналась дорога сандо, ведущая к храму Хигаси Сираура дзиндзя. Вы сможете побывать на территории "жилища" одного из "восьми миллионов божеств". Звучит очень красиво. Так и стоят эти гранитные ворота с надписями на японском.

Тории – один из самых узнаваемых знаков Страны восходящего солнца. Они выполняют функцию ритуальных ворот, устанавливаемые перед синтоистскими храмами или святилищами.

 

НА САХАЛИНЕ ПРОДОЛЖАЮТ ВЫЯВЛЯТЬ ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПЕРИОДА КАРАФУТО

Процесс выявления памятников периода Карафуто на Сахалине продолжается, сообщил историк, консультант управления культуры Сахалинской области Игорь Самарин на международном симпозиуме по вопросам сохранения исторического наследия японского периода на Сахалине.

В данный момент в области выявлен 81 объект, относящийся к периоду губернаторства Карафуто (1905–1945 г.). Список не включает жилые дома, до сих пор используемые по назначению, и технические сооружения: японские мосты, шахты и пр. Среди обнаруженных объектов - 20 синтоистских храмов, 18 школьных павильонов, 7 памятных знаков, 5 световых маяков, а также несколько японских кладбищ.

Как отметил И. Самарин, в настоящее время от синтоистских храмов периода Карафуто на Сахалине остались развалины: в некоторых местах сохранилось лишь 1-2 фрагмента.

Очень интересна и значима следующая категория объектов – административные здания эпохи Карафуто, отметил И. Самарин. Их всего 11, самым сохранившимся из которых стоит считать музей губернаторства Карафуто (областной краеведческий музей). Также в этом списке – здание областного художественного музея, именно здесь и прошел симпозиум по вопросам сохранения исторического наследия. Кроме того, в Южно-Сахалинске расположены еще несколько зданий, в том числе военная прокуратура и здание военного суда – в этом году ему исполняется ровно 100 лет.

«К сожалению, все здания перестроены, лишены декоративных элементов, в них изменена планировка. Тем не менее, надо продолжать работу по их сохранению и восстановлению», - подчеркнул И. Самарин.

Также интересны памятные знаки японских времен. Одним из самых посещаемых на Сахалине объектов среди жителей Японии стал знак памяти десанту экспедиционного корпуса Карафуто, расположенный в Пригородном. Сегодня от него остался фундамент и отдельно лежащая стела.

Памятники погибшим шахтерам - история, которую только предстоит изучать, - рассказал И. Самарин. Также в планах – обнаружить место строительства канала между заливом Анива и одним из озер в районе п. Озерский. «Мы уже нашли в этом месте знак, но его предназначение не совсем понятно», - рассказал И. Самарин.

Один из самых ранних объектов периода губернаторства Карафуто – знак в честь самураев, осваивающих северные земли, построенный в 1868 г. Расположен он в Углегорском районе. А первым в списке самых красивых объектов этого периода принято считать японский маяк в заливе Анива. Он построен на отдельно стоящей скале в 1939 г. К сожалению, другой маяк, в Невельском районе, в результате августовского землетрясения 2007 г. оказался разрушен.

Еще одна интересная категория объектов – японские кладбища на Сахалине. Самым крупным стоит считать захоронение в Корсакове, здесь покоятся около 50 человек. «Однако часть кладбища застроена гаражами и является пригородом Корсакова. Во время проведения строительных работ останки японских солдат неоднократно поднимались на поверхность», - сообщил И. Самарин.

«Процесс выявления японских памятников продолжается, еще не все объекты периода Карафуто обнаружены. Этим летом, например, был обнаружен японский склад для документов правления шахты в Шахтерске. На мой взгляд, Сахалинская область обладает значительным культурным наследием, сохранять которое необходимо», - заключил И. Самарин.

Hosted by uCoz