Маяки Сахалина.

«Совершенным называется то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области.»

Аристотель.

Маяки – это особенная лирика моря и мы предлагаем вам познакомиться с этим удивительным проявлением связи между человеком и морем.

Первый маяк на Сахалине был установлен в посту Дуэ в 1860 году.
В 1885 году началось строительство маяка возле нового центра каторжанского Сахалина - поста Александровского. Место для нового маяка было выбрано на мысе Жонкиер. Сейчас это достопримечательность г.Александровска. Здесь же, на мысе Жонкиер, имеется туннель, сооруженный в 1880-1883 гг. для облегчения сообщения между селением Александровским и постом Дуэ.

Очень красив маяк постройки 1886 г. на мысе Крильон — самой южной оконечности острова — южнее Невельска.
После основания на Сахалине уголовной каторги мореплавание в островных водах стало гораздо более интенсивным, что требовало неотложных мер по навигационному обеспечению. В связи с этим по Высочайшему повелению от 5 мая 1872 года была разработана обширная "Программа усиления маячной части в портах Восточного океана". Программа предполагала строительство на Сахалине сигнальных башен и маяков. Они должны были быть поставлены в местах, "небогатых характерными природными объектами".
Особое внимание в программе уделялось проливу Лаперуза, плавание в котором усложняли густые туманы, держащиеся практически всю первую половину лета, сильные течения и сулои. А находящийся в центре пролива Камень Опасности затруднял плавание до крайности, "и поэтому всякое указание для облегчения плавания по нему драгоценно и должно приниматься с благодарностью". Моряки, плававшие в водах пролива, использовали достаточно простой способ определения скалы в тумане - выставляли "слухачей", которые должны были уловить рев сивучей, облюбовавших этот небольшой клочок суши.
Возведение маяка на мысе Крильон было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.

Первым навигационным знаком, поставленным японцами, был бакен с колоколом, установленный восточнее скалы Ниджё-ган (Камень Опасности) в 1906 году. Позднее он был перестроен в бетонную башню.

В 1914 году на мысе Хиноде-Бана (Обсервации) на восточном берегу острова Кайбатоо (Монерон) была построена 4-угольная маячная башня. Она была так соединена единым коридором с помещениями для обслуживающего персонала, сирены, дизельной и метеостанции, что получался замкнутый комплекс жилых и хозяйственных построек, идеально приспособленный для островного климата с его ветрами и буранами. Подобный комплекс в том же году был построен на мысе Сони (Кузнецово) на юго-западном побережье полуострова Крильон. Освещение южной части Татарского пролива закончилось с постройкой в 1919 году маяка на мысе Киннуси (Лопатина).
В 1930-40-е годы на Южном Сахалине были построены маяки на мысах Тонин (1935), Слепиковского, Ламанон (1940). В августе 1937 года инженером Уэно Сададзири был поставлен временный маяк на мысе Кита-Сиретоко (Терпения). Все маяки были устроены по единой схеме - круглая маячная башня соединена коридорами со вспомогательными и жилыми помещениями.

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой. Высота башни - 31 метр, высота огня - 40 метров над уровнем моря. Башня имела 7 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Второй этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, третий - радиорубка, аппаратная и вахтенный маяка. В верхних этажах были жилые комнаты и складские помещения. Проблесковый осветительный аппарат приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник - гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для вращения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника.

В целом за 40-летний срок правления губернаторства Карафуто на южном Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков, что значительно улучшило навигационное обеспечение плавания в акватории Охотского и Японского морей.

1950 года в Советском Союзе начинается осуществление обширной программы маячного строительства. Советская промышленность освоила серийный выпуск маячных светооптических аппаратов с силой света от 50 тысяч до 3 миллионов свечей и дальностью действия до 30 миль. Появились новые проекты монолитных маячных башен из бетона, строящихся при помощи переставной металлической опалубки. В 1953 году такая башня была поставлена на мысе Терпения. В 1958 году монолитная железобетонная маячная башня была поставлена в порту Холмск. Широкое распространение получило также строительство маячных башен из сборных чугунных тюбингов.. В 1949 годы такая маячная башня высотой 34 метра была поставлена на заливе Пильтун.

 

 

Начало
Hosted by uCoz